Мастерство актера
Из чего складывается мастерство актера
Мастерство актера – привычное словосочетание. Но что стоит за этой фразой? Главное и определяющее в ней – слово «мастерство»: приобретенные с помощью образования и практической деятельности способности.
Принято считать, что актерское ремесло – дело легкое и почти шуточное. Это далеко не так: актер должен многое уметь, получить много навыков. Вот основные из них.
Голос
Речь актера должна быть четкой, понятной, без речевых диффектов. Голос должен быть сильным – его должно быть слышно даже зрителю, сидящему на последнем ряду, и при этом акер не должен кричать.
На занятиях сценической речью начинающие актеры учатся владеть голосом, с помощью постоянных тренировок разогревают речевой аппарат, заставляют работать мышцы лица, способствующие хорошей дикции.
Кроме того, актеров учат смысловому разбору текста, чтобы доносить до зрителя необходимый смысл, посыл, направленность. Все это очень важно на сцене.
Психотехника
На занятиях мастерством актера студенты осваивают приемы и методики, позволяющие быстро входить в то или иное эмоциональное состояние. Учатся раскачивать свою психику, быть живыми, настоящими, а не марионетками, механически перемещающимися по сцене. У зрителя не должно возникать сомнений в переживаниях актера.
Развитие этих навыков наиболее энергозатратно и дается с трудом: происходит работа с тонкими материями собственной души. Актер учится выстраивать честное взаимодействие с публикой и партнерами, но при том так, чтобы это не травмировало его самого.
Пластическая выразительность
Как говорил Константин Станиславский,«артист должен гораздо больше, чем в других направлениях искусства, позаботиться не только о внутреннем аппарате, создающем процесс переживания, но и о внешнем, телесном аппарате, верно передающем результаты творческой работы чувства, – его внешнюю форму воплощения».
Вот почему актеры большое внимание уделяют владению телом. Тело – инструмент, не уступающий по важности психотехнике и речи. Тело актера должно способствовать донесению мысли, выражению смысла (на первых порах, как минимум, не мешать). На зантиях мастерством актера и сценическим движением студенты поначалу обнаруживают у себя множество зажимов, избавление от которых – долгая, кропотливая работа.
В идеале актер должен отличчно владеть телом, быть физически выносливым, подвижным. В актерских вузах также учат основам акробатики, сценического боя, фехтования, а до недавнего времени в некоторых вузах преподавали и верховую езду!
Внимание
Во время работы на сцене ничто не должно отвлекать актера, он должен быть полностью вовлечен в процесс, но при этом считывать реакции партнера, слушать и слышать все сказанное ему и безупречно чувствовать постранство. Актер творит, но при этом в его голове фоном идет бесконечный «вычислительный процесс»: как встать, куда пойти, как не уронить партнершу, не забыть про реквизит.
Упражнения на внимание – классическая и важная часть занятий мастерством актера.
Воображение и импровизация
Станиславский писал: «Если актер воспринимает из показанного лишь внешнюю, формальную сторону – это признак отсутствия воображения, без которою нельзя быть артистом». Развитое воображение необходимо актеру для создания образов, погружения в предлагаемые обстоятельства, обогащения их деталями.
Богатые интересными подробностями образы и обстоятельства вдохновляют самого акера, помогают ему и заставляют зрителя поверить в правдивость увиденного. Импровизация же – незаменимая палочка-выручалочка актера, спасающая от непредвиденных ситуаций, и в то же время мощный вдохновитель. Станиславский отмечал, что актер работает «по живому»: когда заученная, «затертая» ситуация вдруг оборачивается не так, как планировалось, начинается реальный поиск, рождаются самые живые реакции. А чтобы не бояться этого и любить такие моменты, актерам необходимо учиться владеть искусством импровизации.
***
Конечно, это лишь основные инструменты, освоение которых составляет мастерство актера. Есть множество дополнений и в каждом из пунктов – масса своих нюансов. Мало просто освоить все инструменты: актер может считаться мастером, только когда наработает должный сценический опыт.
И там, на сцене, его мастерство будет создавать «актерское искусство» – то, ради чего приходит зритель. Мастерство – когда виден результат, но не видно, как он получен. Зритель не должен видеть прилагаемых усилий, перед его взором должна представать цельная картина, сплетаемая актерами.
И, конечно, для каждого, кто прикасается к этому искусству, оно означает что-то свое, сокровенное.
«Мастерство актера для меня – это вдохновение, свобода, эмоции, драйв! Это звучащие в голове поэмы Пушкина и Маяковского! Это наблюдение, анализ, подражание, радость! Это безграничное пространство, которое можно исследовать бесконечно!» – Ярослава, студентка курсов актерского мастерства «Театр без Границ».
«Для меня актерское искусство – это возможность проживать несколько жизней параллельно. Каждая героиня – это новый мир. С помощью актерских инструментов можно испытать чувства своей героини, понять мотивацию ее поступков, присвоить ее привычки и даже походку. Ну и, конечно, благодаря актерскому мастерству я открываю в себе новые возможности», – Наталья, актриса «Театра без Границ» и театра «Смайл», студентка факультета актерского искусства ИДПО МГУКИ.
«Мастерство актера, театр – лаборатория, где можно исследовать не только себя, но и других!» – Максим, студент курсов актерского мастерства «Театр без Границ».
Заказать обратный звонок: