Вокал в театре

Актёрские игры: зачем театр тем, кто занимается вокалом или его преподаёт?


Ходите на занятия по вокалу – любительские или профессиональные? Или, может, преподаёте? А может быть, вы хормейстер?

Вполне возможно также, что вам надоело ходить на мастер-классы по вокалу и слышать везде примерно одно и то же. Или вы хотели быть дать своим ученикам нечто большее, чем обычные вокальные распевки и разучивание материала.

Как вы уже, наверное, поняли, я собираюсь открыть вам секрет того, как сделать занятия интереснее. Я – Алёна Корникова, хормейстер и педагог по вокалу, и мой секрет – занятия актёрским мастерством.

МОЯ ИСТОРИЯ

Я заинтересовалась театром давно, ещё в студенческие годы, оканчивая дирижерско-хоровое отделение, когда для диплома на тему «Функции хора в аспекте драматургии мюзикла» мне нужен был материал. Потом уже в работе я начала использовать учебники и пособии, по которым учатся актёры в вузах.

Кстати, мой вам совет: берите материал из учебников по сценической речи и применяйте его в своих распевках и дикционных упражнениях. Это поможет вам доступнее объяснять студентам, как произношение поэтического текста влияет на исполнение песни и какую несёт функцию.

Со временем стало ясно: этого недостаточно, пора учиться самой. Что, собственно, я и сделала, придя на занятия в школу актёрского мастерства «Театр без Границ». Педагоги школы: София Гречаник и Святослав Санцевич – занимаются снятием физических зажимов, дикцией и голосом.

О ЗАНЯТИЯХ В «ТЕАТРЕ БЕЗ ГРАНИЦ»

Специфика их методики заключается в том, чтобы «вытащить» учеников на крайние точки эмоций и тем самым раскрыть максимум возможностей. Каждое занятие начинается с разминки: сначала тело, потом голос. Такой же последовательности придерживаюсь и я, когда веду урок. В свободном от зажимов теле звукообразование протекает намного свободнее и качественнее. И совсем не обязательно обладать безупречной растяжкой – достаточно выполнять простые физические упражнения, которые наполняются правильной внутренней подачей.

После разминки – активный тренинг на голос от Софии. Мы, те, кто прежде не посещал курсы актёрского или ораторского мастерства, живём и не знаем, что говорить надо низким голосом, использовать нижний регистр. Чем ниже голос, тем он убедительнее и красивее. Но это не значит, что про дикцию можно забыть – надо заниматься всем в совокупности.

Выбрав несколько упражнений, я стала их использовать дома в разогреве голоса. Освоив, перенесла их на индивидуальные уроки. И чем чаще я их использовала, тем ниже становился мой голос, но не в разговорной речи, а когда я пою. Конечно, «низы» появились и в разговоре, но пока не всегда получается их сохранить. Но при пении мне стало намного проще сглаживать переходы регистров и помогать в этом своим студентам. От нот «ми», «фа» малой октавы, голос идёт вполне естественно и насыщенно, переход в средний регистр проходит плавно, без надломов.

Но голосовой тренинг – это ещё не всё. Важно то, как вы используете свой «новый» голос в этюдах на занятиях и в жизни. И здесь подключаются именно те крайние точки эмоций, о которых я уже говорила. Это моменты, когда мы показываем страх, любовь, слезы, смех.

София и Святослав сразу дают техники, на базе которых эти эмоции формируются. Эти техники нужны для того, чтобы актёр не тратил сразу все свои эмоциональные ресурсы, а использовал их дозированно.

На определённом этапе занятий эмоциональная структура учеников становится намного гибче. Эмоции чаще проживаются на тренинге, чем в жизни, что влияет на самовыражение в разговоре, в поведении. И вокал – не исключение.

ЧТО ЭТО ДАЁТ

На собственном опыте я убедилась: чем чаще меня «кидает» в разные эмоции, тем ярче и интереснее становится мой голос и тем проще и эффективнее мне удаётся передать содержание произведения, прочувствовать до мелочей ту или иную ноту, которая несёт определённый смысловой окрас.

По мере осознания собственного прогресса просыпается раскрепощённость: сначала в поведении, а потом и в вокале. Особенно ценно это для тех, кто выступает на сцене и волнуется перед или во время выступлений. После нескольких занятий актёрским мастерством, на которых приходится не просто петь, а играть этюд перед одногруппниками, то есть делать то, чего вы никогда прежде не делали, – страх уходит, а отношение к ремеслу меняется. Чего стоит только приобретённый навык мастерски обыграть случайное недоразумение во время выступления и не «выпасть» из номера!

Всё это полезно и для хормейстеров. Не важно, эстрадный, академический или народный у вас хор – певцам необходимо быть не менее артистичными, чем сольный вокалист. Часто бывает, что певцам академического хора трудно переключиться на эстрадное произведение или номер из мюзикла. На мой взгляд, причина в зажатости и в отсутствии веры в себя. И снова на выручку приходят занятия актёрским мастерством!

Вокал для актёра – это важное средство выражения себя и своего образа. Но голос подчиняется действию. Ваше пение должно стать естественным процессом, несущим правду. А правда должна проявляться во всём вашем поведении.

Подробную информация о курсах по вокалу в нашем театре можно найти на этой странице.

обратный звонок

Заказать обратный звонок:

Имя

Номер телефона